Касается каждого!
Аналитическая записка по результатам мониторинга по проблемам, проявлений экстремистской направленности среди несовершеннолетних, и учету профилактической работ в этой сфере в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга
- Аналитическая записка по результатам мониторинга по проблемам, проявлений экстремистской направленности среди несовершеннолетних, и учету профилактической работы в этой сфере в образовательных учреждениях в Санкт-Петербурге
- Анкеты для проведения исследований с целью предупреждения различных форм экстремистских проявлений среди обучающихся
- Федеральный список экстремистких материалов
- Лингвистические проявления экстремизма
- Аналитическая справка ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов СПб АППО по экстремизму
- Методические рекомендации «О современных формах работы с обучающимися образовательных учреждений по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних»
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности
- Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде 2014
- Методические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде 2015
- Безопасность детских образовательных учреждений. Рекомендации по оснащению школ, детских садов, интернатов, детских домов техническими системами безопасности и жизнеобеспечени
- Методические рекомендации Национального антитеррористического комитета по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской Федерации
- Обобщение и анализ эффективности использования в деятельности государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга методик раннего выявления учащихся группы риска
- Время не ждет: ранняя профилактика вовлечения детей в противоправное поведение
План работы Совета по профилактике / Положение о Совете по профилактике школы Грота 2017
Материалы для специалистов:
- Методика проведения социально-педагогического мониторинга причин совершения учащимися преступлений
- Социально-психологическая реабилитация детей, пострадавших от жестокого обращения
- Реабилитационная деятельность в отношении воспитанников образовательных учреждений, пострадавших от жестокого обращения
- Информация Комитета по образованию о мероприятиях, проведенных в рамках городского Месячника антинаркотических мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в мае-июне 2015 года
- Информация Комитета по здравоохранению об организациях, оказывающих медицинское освидетельствование несовершеннолетних на предмет незаконного потребления наркотических и психотропных веществ: Информация
Учебно-методические журналы, пособия:
- Учебно-методический журнал «Профилактика зависимостей» В публикациях журнала представлена информация по ряду актуальных направлений в области защиты детства: профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних; формирование культуры здорового образа жизни; предупреждение асоциальных явлений в образовательной среде и др.
- Справочное пособие "Основные ресурсы помощи при решении проблем зависимостей (от наркотиков, алкоголя, табака и пр.), а также сопряженных с ними проблем (инфекции, в т.ч. ВИЧ и гепатиты, конфликты с законом и пр.)" Cодержит информацию о государственных, некоммерческих (общественных) и коммерческих организациях, предоставляющих медицинские, психологические и социальные услуги для химически зависимых и их близких на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
- Профилактика зависимостей
Внимание! Стало возможным оформить подписку на журналы «НаркоНет», «Не будь зависим - скажи « Нет! » наркотикам, алкоголю, курению, игромании», «Журал для тех,кто хочет уберечь детей от наркотиков» Журналы «НаркоНет», «Не будь зависим - скажи « Нет! » наркотикам, алкоголю, курению, игромании», «Журал для тех,кто хочет уберечь детей от наркотиков»
Методическое пособие:
- Учебно-методические материалы по тематике административной и уголовной ответственности за реализацию несовершеннолетними алкогольной продукции и табачных изделий, незаконного распространения среди них наркотических средств и психотропных веществ, а так же за немедицинское потребление наркотиков.
- Опыт первичной психолого-педагогической профилактики наркозависимости среди учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга
- Нормативные документы
- План работы Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних
- Проект положения о Совете по профилактике правонарушений несовершеннолетних образовательного учреждения»
- Проект Положения о постановке учащихся и семей на внутришкольный контроль в образовательных учреждениях (образовательных организациях)
Методические рекомендации:
- Методические рекомендации по созданию и организации деятельности в ГОУ служб медитации и примирения для разрешения на ранних этапах возникающих противоречий и конфликтов
- Письмо заместителя Министра образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 NВК-844/07 О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации
Международные договоры:
Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.
Доклады, выступления и статьи первых лиц государства, общественных организаций:
Федеральные законы:
Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2013 года N 120-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 года N 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах
Федеральный закон от 6 марта 2006 N 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) О противодействии терроризму
Федеральный закон от 25 июля 2002 N 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности
Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации:
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года
Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 167-р План мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей от 10 марта 2009 г. N 06-224 Рекомендации об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации
Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации:
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде Приложение к приказу Минобразования РФ от 28.02.2000 N 619 "О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"
Приказы и письма Министерства здравоохранения Российской Федерации:
Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 2014 г. N 581н О порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
Распоряжения и постановления Правительства Санкт-Петербурга, Законы Санкт-Петербурга:
Государственная программа Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы
Признать утратившим силу с 01.01.2015:
- постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 N 353 "О программе "Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" на 2013-2016 годы";
- постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.03.2014 N 208 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 N 353"
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 г. N 353 О Программе "Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге" на 2013-2016 годы
Закон Санкт-Петербурга от 26 июня 2013 года N 425-62 О реализации государственной молодежной политики в Санкт-Петербурге
Закон Санкт-Петербурга от 7 сентября 2011 года N 541-106 О профилактике наркомании в Санкт-Петербурге
Закон Санкт-Петербурга от 16 мая 2007 года N 230-42 О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге
Распоряжения Комитета по образованию:
Распоряжение Комитета по образованию от 02.02.2015 N 333-р Об утверждении Плана мероприятий Комитета по образованию по профилактике правонарушений, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, экстремистских проявлений в молодежной среде на 2015 год.
Распоряжение Комитета по образованию от 13.02.2014 N 446-р Об утверждении Плана мероприятий Комитета по образованию по профилактике правонарушений, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, экстремистских проявлений в молодежной среде на 2014 год
Распоряжение Комитета по образованию от 18.03.2015 N 1103-p Об организации социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
Распоряжение Комитета по образованию от 31.03.2014 N 1301-р Об организации социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15 января 2008 г. N 5 О реализации Закона Санкт-Петербурга "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге"
Профилактические услуги по предупреждению социального сиротства
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Санкт-Петербурга Методика (алгоритм) выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения в образовательном учреждении»
По инициативе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения в Российской Федерации ежегодно 17 мая отмечается Международный день детского телефона доверия под девиз «Помочь ребенку - помочь семье».
16 мая 2016 г. во всех образовательных учреждениях Санкт-Петербурга проводился Единый информационный день Детского телефона доверия: 8-800-2000-122, который призван привлечь внимание широкой общественности к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной ситуации и помощи им.
В этот день учащимся и их родителям рассказывали о возможностях Детского телефона доверия, специалисты которого всегда готовы помочь в разрешении трудностей, возникающих в школе, на улице или дома, проконсультировать по вопросам отношений с родителями и сверстниками и по любым другим проблемам.
В школах прошли беседы о работе детского телефона доверия, о том, что Телефон открыт для каждого человека и не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Учащимся рассказали об основной идее, которая состоит в том, что любой человек имеет право поделиться с консультантом любой беспокоящей его проблемой, особенно той, которую сложно обсудить с родными и знакомыми, быть выслушанным и получить необходимую помощь.
В мероприятиях приняли участие инспектора ОДН, службы сопровождения, волонтеры, педагоги-психологи ППМС, районные специалисты отделов опеки и попечительства, служб социальной защиты населения представители правоохранительных органов и прокуратуры.
Всероссийская Линия помощи "Дети Онлайн". Это служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений.
Методические рекомендации к Единому уроку безопасности в сети Интернет
Безопасность детей в сети Интернет
Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить.
Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
- Беспокойное поведение
Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
- Неприязнь к Интернету
Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
- Нервозность при получении новых сообщений
Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб
Предупреждение кибермошенничества:
- Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
- Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
- Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если Ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:Ознакомьтесь с отзывами покупателей:
1. Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
2. Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
3. Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
4. Сравните цены в разных интернет-магазинах.
5. Позвоните в справочную магазина
6. Обратите внимание на правила интернет-магазина
7. Выясните, сколько точно вам придется заплатить
Как распознать интернет- и игровую зависимость
Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего сеанса онлайн;
- увеличение времени, проводимого онлайн;
- увеличение количества денег, расходуемых онлайн.
Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедитьзависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь. Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических группах, так и стационарно, с использованием специальных медицинских процедур.
Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать Ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от Вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.
Предупреждение столкновения с вредоносными программами:
- Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
- Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
- Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
- Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
- Делайте резервную копию важных данных.
- Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.
Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
- Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
- Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
- Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил Ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
- Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
- Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был Ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
- Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с Вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, Сестры и др.)
Как защитить детей от негативной информации?
В связи с развитием новых технологий в области виртуального пространства, в том числе с распространением сети Интернет, возникла проблема, связанная с доступом несовершеннолетних к информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике. В настоящее время любой человек, в том числе и несовершеннолетний, владеющий знаниями в области компьютерных технологий, может получить доступ к данным, хранящимся в Интернете, или создать свой собственный веб - ресурс. Отсутствие контроля со стороны родителей за использованием детьми сети Интернет - одна из причин доступности негативной информации несовершеннолетним. Памятка родителям по безопасному использованию детьми сети Интернет. Основные правила, которые помогут оградить Ваших детей от информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике.
- Правило №1. Родители должны знать интересы и цели детей, которые используют сеть Интернет.
- Правило №2. Рекомендуется допускать использование сети Интернет детьми в присутствии взрослых. Доступ к данному информационному ресурсу должен быть эффективным и безопасным.
- Правило №3. Необходимо исключить доступ детей к ресурсам сети Интернет, содержание которых противоречит законодательству Российской Федерации, может оказать негативное влияние на несовершеннолетних (информацию, пропагандирующую порнографию, культ насилия и жестокости, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, сайты, содержащие описание или изображение убийств, мертвых тел, насилия и т.п.).
- Правило №4. В случае самостоятельного доступа детей к сети Интернет, родители должны контролировать использование информации несовершеннолетними. О характере и объеме информации, полученной детьми в интернет – ресурсах, необходимо узнавать в «Журнале обозревателя» программы "Internet Explorer" . Как ограничить доступ детей к негативной информации в сети Интернет? С целью ограничения доступа детей к «вредным» материалам родители и другие члены семьи могут установить на компьютеры программу «Касперский Интернет секьюрити 2010»: в настройке программы применить вкладку «Родительский контроль», при этом произойдет блокировка информации, связанной с порнографическими сюжетами, жестокостью, нецензурной лексикой и др., оказывающей негативное влияние на детей и подростков.
Базовые правила безопасного Интернета для детей
НЕЛЬЗЯ
- Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей)
- Нельзя открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя
- Нельзя рассылать самому спам и «информационную грязь»
- Нельзя грубить, придираться, оказывать давление — вести себя невежливо и агрессивно
- Никогда не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших. Спроси родителей.
- Встреча с Интернет-знакомыми в реальной жизни, бывает опасной: за псевдонимом может скрываться преступник
ОСТОРОЖНО
- Не все пишут правду
- Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям или опекунам
- Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха
- Незаконное копирование файлов в Интернете = воровство
- Открыл что-то угрожающее — не бойся позвать на помощь
МОЖНО
- Используй «ник» (выдуманное имя) в переписке и переговорах
- Уважай другого пользователя
- Пользуешься Интернет-источником – делай ссылку на него
- Познакомился в сети и хочешь встретиться – посоветуйся со взрослым, которому доверяешь
- Открывай только те ссылки, в которых уверен
- Интернетом лучше всего пользоваться, когда поблизости есть кто-то из родителей или тех, кто хорошо знает, что такое Интернет, и как в нем себя вести
Материалы по безопасности детей в сети Интернет
Памятка Как защититься от интернет-угроз (PDF 3.5МБ), брошюра "Отцы и дети. Угрозы в интернете"
Материалы:
Центр безопасного Интернета в России - посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете
Проект Microsoft "Защитите свою семью" - правила безопасности, рекомендации, продукты.
Небезопасный Интернет - хороший обзор угроз в сети, терминология, характеристики гроз.
Портал "Безопасный интернет" - специализированный ресурс, официальные документы, ссылки на тему безопасности в сети.
Дети в Интернете - обзорная статья, угрозы и решения.
Дети онлайн: техника безопасности - общий обзор угроз, правила безопасного использования сети.
Интернет для детей: белое или черное - презентация от лаборатории Касперского.
Уроки мобильной грамотности от Билайн - 12 аудиоуроков, посвященных безопасности при использовании мобильных средств связи, подготовленных в виде аудиоспектаклей компанией Билайн совместно с "Детским радио"
Этика в сети - специализированный ресурс: правила сетевого общения, обращения с материалами из сети, рекомендации для родителей.
Правила поведения в социальной сети
Как защититься от мошенничества в интернете. Практические советы
Дети и игры: советы по обеспечению безопасности
Внутрисемейные правила использования Интернета
Прогулка через Интернет Лес - увлекательная on-line игра, в ходе которой дети будут узнавать о том, как вести себя в Сети.
Мы рекомендуем: программа-защитник Интернет-цензор (бесплатная) Легко устанавливается, хорошо защищает!
Руководство для родителей по безопасности детей в интернете: возраст и этапы развития
Рекомендации по использованию Интернета детьми с учетом возраста (до 10 лет,от 11 до 14 лет, от 15 до 18 лет)
Журнал " Дети в информационном обществе", Дети России Онлайн
Более подробная информация на сайте Комитета по образованию Санкт-Петербурга