Петербургский Дневник об ученице Виктории Рау

Юный музыкант Виктория Рау учится в школе-интернате № 1 им. К. К. Грота и занимается в Охтинском центре эстетического воспитания по классу фортепиано. В будущем Вика хотела бы стать композитором, а сейчас учится писать компьютерные программы для незрячих.

– Вика, как сложилось так, что ты стала музыкантом?

– Родители рассказывают, что в детстве я была очень музыкальной девочкой, слушала Надежду Кадышеву, мне не нравились обычные детские песни. Родители включали мне 200 песен, и, если вдруг одну песню перематывали, я сразу начинала плакать. Потом нам в садике рассказали, что есть такая школа при Охтинском центре и замечательный преподаватель – Ольга Гелиевна Наумова. Мы решили попробовать... Ольга Гелиевна сказала: «Я беру ее к себе». Мне нравятся композиторы-романтики – Чайковский, Шопен, хотя я не очень люблю его играть. Чайковский мне все-таки ближе.

– Сколько времени в день ты проводишь за инструментом?

– Музыка – это моя жизнь. Даже на переменах я выхожу и слушаю в наушниках классику, потому что мне она очень нравится. А играю я часа три в день: но это не сразу сел и три часа подряд. Я вообще больше получаса за инструментом не высиживаю – когда надо разгрузиться, отдыхать. Сейчас, к слову, работаю над сюитой «Гарри Поттер». Все началось с урока английского языка, когда наша учительница и классный руководитель Мария Игоревна принесла нам отзыв о книгах о юном волшебнике и я прочитала их. А потом я решила взяться за оригинал. Работаю я над ней уже прилично, наверное, с октября.

– Есть ли у тебя любимый композитор?

– Да, это Чайковский. И еще мне очень нравится Рахманинов – его концерты, произведения, мне кажется, отображают все то русское, что есть в нашей стране. А Чайковский, в общем-то, о том же самом.

– Как ты совмещаешь музыку и школу? Часто ли бывает так, что ты думаешь: лучше пойду поиграю, а домашние задания – потом?

– Да, такое есть, особенно когда устала и говоришь себе: «Все, больше не могу». Иду играть, хотя моя бабушка начинает злиться, потому что она ставит в приоритет школу. Поддерживают ли меня учителя? Смотря когда. Вообще учителя считают свой предмет главным и задают кучу домашки, надо сидеть и делать ее. Это, конечно, очень неудобно: у тебя конкурс или выступление – а тут контрольная работа сваливается. Но они поддерживают меня. Есть учителя, к которым можно подойти до урока со словами: «Извините, я не готова: выступала, поздно легла спать». Говорят: хорошо, ответишь в следующий раз. Хотя есть и такие, кто не реагирует, но их очень мало.

– В каких городах ты выступала?

– Я была на Кипре совсем маленькой и до сих пор хочу туда поехать. Еще я была в Курске, на конкурсе в Ярославле – это был мой первый серьезный конкурс. Сильно ли я волновалась? Когда я была маленькая, я не испытывала сильного волнения, а просто выходила и играла. Сейчас я стала воспринимать это серьезнее и ответственнее и стала волноваться сильнее, чем раньше.

– Музыкальный Петербург – какой он для тебя?

– Мне нравится большой зал филармонии Шостаковича. Там я была, но пела, а не играла, а хотелось бы. Там очень хорошая акустика. А еще пела и играла в Капелле – там достаточно хорошая акустика, чаще всего мы выступали там с хором.

– Есть ли у тебя профессиональная цель?

– Я хотела бы быть композитором. И чтобы нот по Брайлю было больше, участвовать в развитии этой индустрии. Мне просто нравится сочинять, это получает как-то само, просто, бывает, спишь ночью и тебе раз – что-то в голову прилетает. У меня были такие периоды на летних и зимних каникулах, когда происходило очень много плохих событий. Именно тогда так случается… В такие моменты обязательно ночью что-то в голову приходило. Я оставляла на столе тетрадь и записывала ноты – ведь играть нельзя. Происходит ли такое после радостных событий? Даже не знаю, пока не наблюдала. Многие меня спрашивают: как у тебя получает сочинять музыку? Я не знаю, оно само. Иногда бывает – сижу за фортепиано, играю какую-то ерунду, а потом понимаешь: а это на самом деле интересно, можно использовать в работе. Петербург богат на хорошие музыкальные залы, очень много разных площадок, где можно играть и выступать. Но учиться я бы хотела в академии в Москве или в лучшем случае – за границей. Но для этого нужно подтверждать знание языка и больше заниматься.

– Я знаю, что помимо музыки ты работаешь над компьютерными программами…


– Я не люблю какие-то замороченные вещи, мне важно, чтобы было просто и понятно. Мне очень нравится менять звуковые схемы, заменять звуки с помощью специальной программы, и я эти клоны создаю и отправляю друзьям. Хотелось бы сделать свою музыкальную программу. Конечно, такие уже есть, но я ими не пользовалась и не знаю, как они работают. А еще я леплю из пластилина, когда хочу отдохнуть и сделать приятное другу.

БЛИЦ:

– Твой любимый фильм?

– Он связан с музыкой и называется «Ребенок глухих родителей». Это история о девочке, которая очень хотела петь, а родители, поскольку не слышали, как она поет, не знали об этом. Это был единственный слышащий член семьи, и ее мама с папой хотели, чтобы она помогала им переводить информацию. Но брат помог поступить ей в колледж, и ее мечта исполнилась.

– Любимая книга?

– Я недавно читала «Гарри Поттера», чтобы написать сюиту по книгам, поэтому назову ее.

– О чем ты мечтаешь?

– Конкретной мечты нет, а идея одна – больше нот по Брайлю. Это очень кропотливая работа, потому что нужен профессиональный брайлист, который разбирается в этом, и зрячий человек, который имеет хоть какое-то представление о Брайле.

– Твой жизненный девиз?

– Однажды наша учительница по физике сказала: «Научитесь улыбаться своим неудачам». Когда я получаю плохие отметки, я говорю бабушке: «Бабушка, как же в этой жизни все весело и забавно!» Знаете, это помогает, она даже не ругается, потому что понимает, что мне весело. Да и мотивации исправить больше.

Версия для слабовидящих

.