О новом предмете в 4 (доп.) классе в 2021-2022 учебном году

Здравствуйте, уважаемые родители! В следующем учебном году у ваших детей появиться новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).»

Это единственный предмет в учебном плане школы, который изучается обучающимися с согласия учащегося, по выбору родителей (законных представителей).

Называется этот курс «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).»


Почему приходится выбирать родителям, что же изучать их ребенку в данном курсе?

Потому, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей, один из которых изучают дети в 4 классе. Выбор модуля делает родитель, согласовывая свое решение с ребенком:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) с 1 сентября 2012 г.   во всех   субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ).

Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ осуществляется с 2009-2010 уч. года в 21 субъекте Российской Федерации. Результаты апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ свидетельствуют о его педагогической эффективности, значительном влиянии на нравственное состояние обучающихся.

 Введение курса было поддержано учителями, руководителями школ, обучающимися и их родителями, общественностью.

Более 90% (88 % родителей, 94 % учителей, 93 % руководителей школ, 91% представителей органов исполнительной власти) положительно отнеслись к введению курса. ОРКСЭ формирует у обучающихся культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России, развивает интерес к морально-нравственным аспектам социальной жизни человека.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Нормативно-правовая основа преподавания.

Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: 

  • Конституцией Российской Федерации
  • Законами Российской Федерации «Об образовании
  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»
  • Новый Федеральный государственный стандарт


Место комплексного учебного курса в программе обучения 

И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.

 Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их.

  1. В школу придут священнослужители?

        Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности.
Преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги.

  1. Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер?

        Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая.
Каким будет преподавание нового курса, в первую очередь зависит от того, кто будет учить. Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов. Сложно представить, что педагоги за 4 четверти, отведённые на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с требованием о замене учителя.
          Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры.
Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Ваши дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, во время экскурсий в музеи — это знакомство с религией через культуру. Ещё один пример: русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, который мы даже не замечаем.
         Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

  1. Учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними?

Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям неизбежно. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.
  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 
    • Отечество
    • семья
    • культурная традиция. 

На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

  • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
  • Нельзя забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.
  1. Зачем в школе вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»?

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в 4 (доп.) классе, на пороге 5 класса.

 В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей.

Необходимо поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.

Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?

Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Современная эпоха также не решила проблему взаимоотношений поколений.

Самая большая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь.

Вы наверняка не раз обращали внимание и удивлялись, как легко дети обращаются с техникой — они действуют и мыслят как бы внутри ее, так быстро, естественно и свободно, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы учимся у них.

Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому.

Особенность современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной, динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.

Возможно, одним из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста — если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас, создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная традиция.

Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители. 

 

  1. Что будут изучать дети?

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, история мировых религий и основы светской этики. Каждый из модулей включает четыре тематических раздела.

  • Россия — наша Родина.
  • Основы религиозных культур и светской этики.
  • Основы религиозных культур и светской этики.
  • Духовные традиции многонационального народа России.

Такая конструкция даёт возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими разделами, обеспечивая педагогическое единство курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс, ведёт его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Они — один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна — Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определённый модуль), при том, что все люди разные, мы — народ России — едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное — единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

Изучение второго раздела «Основы религиозных культур и светской этики» будет продолжаться до конца учебного года. На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля.

Второй урок — вводный для каждого модуля. Его тема — «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура — важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.

На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий — Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, — «Основы светской этики» — учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека.

Второй раздел, а вместе с ним и 4 класс завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

  1. Как будет организовано преподавание нового курса и взаимодействие школы с семьёй?

На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34.

Учебный процесс рассчитан на 1 час в неделю в 4 классе.

Преподавать новый курс будут педагоги школы, в которой учится ваш ребёнок, — учителя начальных классов.  Педагоги должны иметь свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации, дающее право преподавания «Основ религиозных культур и светской этики». Такие специализированные курсы в обязательном порядке проходит каждый учитель, преподающий тот или иной модуль.

Предмет безотметочный, вводится качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов, для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов.

В целом по новому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продуктивным.

Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Совет 1

Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель. 

Совет 2

Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. 

Совет 3

Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. 

Совет 4

Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей. 

Между 4 и 5 классами — летние каникулы. Целесообразно использовать это время для демонстрации и осмысления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать специальные задания — родительские просьбы, направленные на активизацию полученных школьниками знаний.

Совет 5

Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке. 

Совет 6

Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки. 

Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным.

Версия для слабовидящих

.