Коррекционная работа

Наша школа имеет статус коррекционной школы, что подразумевает посещение учащимися коррекционно-развивающих занятий во второй половине дня, эти занятия являются неотъемлемой частью образования и воспитания детей и проводятся строго по плану. Занятия отличаются от уроков, которые посещают дети в первой половине дня, часто они проводятся в игровой или тренинговой форме и проводят их специалисты коррекционного направления.

Коррекционную работу осуществляют педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. Коррекция двигательных нарушений, коррекция речи учащихся, развитие коммуникативных навыков, проведение психологических тренингов, направленных на развитие личностной сферы детей, способствуют более успешной учебной деятельности школьников, придают уверенность в себе и позволяют сохранить учебную мотивацию. На этих занятиях каждому ребёнку предоставляется возможность реализовать себя

Коррекционно-развивающие занятия проводятся в различных формах: индивидуально, в группах по 3-4 человека, в группах по 5-6 человек, фронтально. Группы и подгруппы формируются на основе тщательного изучения психофизического состояния ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого школьника. Время проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий составляет 20-30 минут.

Социально-бытовая ориентировка (педагоги Н.А. Дмитриева, С.И. Филиппова, Е.В. Красикова, О.А. Сыркина, Д.А. Кондратьева)

1

Специальные коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке (СБО) направлены на практическую подготовку учащихся с нарушением зрения к самостоятельной жизни и труду. На занятиях формируются перцептивные действия, происходит развитие навыков самообслуживания, повышение уровня самостоятельности в быту и социуме. Овладение социально-значимыми навыками облегчает адаптацию детей к современным условиям жизни. СБО – деятельность, в которой ученик с патологией зрения овладевает системой приемов адаптивного поведения, обеспечивающей успешность его социализации. Особое внимание уделяется формированию адекватного поведения учащихся в различных жизненных ситуациях вне рамок учебной или трудовой деятельности, выработке приемам самоконтроля.

Ориентировка в пространстве (педагоги Л.Б. Ногина, К.М. Нурмухаметова, И.М. Серебрянников)

2

Формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки у школьников с нарушением зрения – важная задача, решение которой поможет подготовке детей к дальнейшей жизни. Цель коррекционного курса «Ориентировка в пространстве» – выработать у учащихся реальные представления о предметах, их пространственных признаках и отношениях; сформировать умение ориентироваться в малом и большом пространстве. Занятия по пространственной ориентировке предусматривают как теоретическую, так и практическую подготовку.

Основными задачами занятий в основной школе становятся обучение умению использовать различную (звуковую, обонятельную, осязательную) информацию для компенсации зрительного дефекта, формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Больше времени уделяется формированию навыков ориентировки в большом свободном пространстве. С учащимися составляются маршруты передвижения за пределами школы.

Охрана, коррекция остаточного зрения и развитие зрительного восприятия (педагог А.А. Тальнишних)

3

Коррекционно-развивающие занятия «Охрана, коррекция остаточного зрения и развитие зрительного восприятия» в классах слепых и «Охрана, коррекция и развитие зрительного восприятия» в классах слабовидящих способствуют компенсации нарушений зрительного восприятия, сенсорно-перцептивных и когнитивных функций, развитию эмоционально-волевой сферы. Они направлены на

  • формирование и совершенствование системных представлений о сенсорных эталонах;
  • активизацию цвето- и форморазличения;
  • активизацию тонкой дифференциальной чувствительности;
  • включение сенсорных эталонов в интеллектуальную деятельность;
  • совершенствование пространственных представлений и навыков ориентировки в большом и малом пространстве;
  • решение задач на пространственное мышление;
  • активизацию зрительных функций, таких как зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаза, глубины зрения.

Занятия стимулируют зрительную и познавательную активность учащихся, повышают мотивацию, учат воспринимать сложные сюжетные рисунки и картины, составлять рассказы по картинкам с максимальной детализацией, а также актуализировать познавательный опыт с целью его использования при решении новых учебных задач.

Коррекция двигательных нарушений и ритмика (педагоги Л.Н. Шернина, С.В. Шатская, О.А. Кудинова, А.В. Котуля)

4

Коррекционно-развивающий курс «Коррекция двигательных нарушений» направлен на исправление недостатков и нормализацию физического развития ребенка в соответствии с его возрастными возможностями, индивидуальными особенностями осязательного, зрительного восприятия. В условиях занятий организуется режим двигательной активности учащихся, имеющих специальную группу по физкультуре.

Цель занятий по коррекции двигательных нарушений – обеспечить всестороннее и полноценное развитие слепого или слабовидящего школьника путем восстановления и совершенствования его физических и психофизических способностей.

Ритмика является составной частью физического воспитания детей с нарушением зрения и представляет собой систему физических упражнений, построенную на основе связи движений с музыкой. Занятия ритмикой способствуют повышению работоспособности организма, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, придают движениям стройность и уверенность.

Развитие коммуникативной деятельности (педагоги Т.В. Алексеева, А.В. Полярина, А.А. Голикова)

5

Коррекционно-развивающий курс «Развитие коммуникативной деятельности» направлен на развитие навыков общения, социальной и психологической адаптации учащихся в социуме. Курс позволяет слепым и слабовидящим, находящимся в условиях зрительной депривации, овладеть коммуникативными умениями и навыками, в основе которых лежат принятые в обществе зрячих нормы и стереотипы коммуникативного поведения. Слепой или слабовидящий учащийся часто не способен четко обозначить суть испытываемых трудностей в коммуникативной деятельности. У детей недостаточен сенсорный опыт при взаимодействии с предметами, что значительно снижает словарный запас. Незрячий ребенок к тому же либо не использует, либо использует неправильно жестовую речь. Нарушение зрения, таким образом, ведет к односторонней коммуникативной связи, что в свою очередь способствует нарушению эмоциональной сферы.

Развитие мелкой моторики (Д.А. Кондратьева, К.А. Шулганцева, Ю.В. Жарова)

6

Основной целью занятий по развитию мелкой моторики является формирование осязательных навыков и умений. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием письма, речи обучающегося. Занятия по развитию мелкой моторики способствуют восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности, формированию социально-адаптивных знаний, навыков и умений обучающегося с нарушением зрения. Расширяется работа с учащимися по формированию представлений о форме, объеме, размере и качестве предметов, развитию осязательной чувствительности с целью ее использования в различных видах деятельности. Занятия по развитию мелкой моторики в классах незрячих предусматривают также занятия по обучению плоскому письму по системе Гебольда, а для детей с остаточным зрением – письму слов и коротких предложений рукописным шрифтом.

Коррекция речевых нарушений (логопеды Н.В. Васянович, Н.Н. Леонидова, О.А. Сыркина)

7

Актуальность логопедических занятий с детьми обусловлена многочисленными речевыми нарушениями учащихся в начальной школе, в большинстве случаев сохраняющимися и в основной общей школе.

Основные направления работы учителя–логопеда в школе – это коррекция речи и нарушений чтения и письма. Работа по развитию речи начинается с совместной работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога по коррекции у детей внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценную речевую деятельность. В задачи учителя-логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Групповые и индивидуальные коррекционные занятия

Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию вторичных отклонений и отработку специальных умений и навыков (в т.ч. навыков при выполнении работ с техническими приспособлениями, чертежными инструментами), на формирование предметных представлений, коррекцию когнитивных функций, речи у слепых и слабовидящих учащихся. Часы занятий могут быть использованы на увеличение часов любого другого коррекционно-развивающего курса в зависимости от особенности контингента учащихся.

Коррекционные курсы необходимы нашим детям потому, что они помогают сформировать и закрепить у них навыки жизненной компетенции, помочь им в дальнейшей адаптации и социализации в обществе.

«Пусть мир услышит!»

71
3 октября 2017 года в Доме Журналиста состоялся просмотр…

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

79
14 октября 2017 года, в рамках проведения Единого…

В Москве прошёл фестиваль «Белая трость»

74
12 октября в Москве состоялся VIII Международный…

Выездное занятие на базе Городского центра диагностики и консультирования

581
В рамках программы «Реализация дополнительных…