Коррекционная работа

Наша школа имеет статус коррекционной школы, что подразумевает посещение учащимися коррекционно-развивающих занятий во второй половине дня, эти занятия являются неотъемлемой частью образования и воспитания детей и проводятся строго по плану. Занятия отличаются от уроков, которые посещают дети в первой половине дня, часто они проводятся в игровой или тренинговой форме и проводят их специалисты коррекционного направления.

Коррекционную работу осуществляют педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. Коррекция двигательных нарушений, коррекция речи учащихся, развитие коммуникативных навыков, проведение психологических тренингов, направленных на развитие личностной сферы детей, способствуют более успешной учебной деятельности школьников, придают уверенность в себе и позволяют сохранить учебную мотивацию. На этих занятиях каждому ребёнку предоставляется возможность реализовать себя

Коррекционно-развивающие занятия проводятся в различных формах: индивидуально, в группах по 3-4 человека, в группах по 5-6 человек, фронтально. Группы и подгруппы формируются на основе тщательного изучения психофизического состояния ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности каждого школьника. Время проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий составляет 20-30 минут.

Социально-бытовая ориентировка (педагоги Н.А. Дмитриева, С.И. Филиппова, Е.В. Красикова, О.А. Сыркина, Д.А. Кондратьева)

1

Специальные коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке (СБО) направлены на практическую подготовку учащихся с нарушением зрения к самостоятельной жизни и труду. На занятиях формируются перцептивные действия, происходит развитие навыков самообслуживания, повышение уровня самостоятельности в быту и социуме. Овладение социально-значимыми навыками облегчает адаптацию детей к современным условиям жизни. СБО – деятельность, в которой ученик с патологией зрения овладевает системой приемов адаптивного поведения, обеспечивающей успешность его социализации. Особое внимание уделяется формированию адекватного поведения учащихся в различных жизненных ситуациях вне рамок учебной или трудовой деятельности, выработке приемам самоконтроля.

Ориентировка в пространстве (педагоги Л.Б. Ногина, К.М. Нурмухаметова, И.М. Серебрянников)

2

Формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки у школьников с нарушением зрения – важная задача, решение которой поможет подготовке детей к дальнейшей жизни. Цель коррекционного курса «Ориентировка в пространстве» – выработать у учащихся реальные представления о предметах, их пространственных признаках и отношениях; сформировать умение ориентироваться в малом и большом пространстве. Занятия по пространственной ориентировке предусматривают как теоретическую, так и практическую подготовку.

Основными задачами занятий в основной школе становятся обучение умению использовать различную (звуковую, обонятельную, осязательную) информацию для компенсации зрительного дефекта, формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах. Больше времени уделяется формированию навыков ориентировки в большом свободном пространстве. С учащимися составляются маршруты передвижения за пределами школы.

Охрана, коррекция остаточного зрения и развитие зрительного восприятия (педагог А.А. Тальнишних)

3

Коррекционно-развивающие занятия «Охрана, коррекция остаточного зрения и развитие зрительного восприятия» в классах слепых и «Охрана, коррекция и развитие зрительного восприятия» в классах слабовидящих способствуют компенсации нарушений зрительного восприятия, сенсорно-перцептивных и когнитивных функций, развитию эмоционально-волевой сферы. Они направлены на

  • формирование и совершенствование системных представлений о сенсорных эталонах;
  • активизацию цвето- и форморазличения;
  • активизацию тонкой дифференциальной чувствительности;
  • включение сенсорных эталонов в интеллектуальную деятельность;
  • совершенствование пространственных представлений и навыков ориентировки в большом и малом пространстве;
  • решение задач на пространственное мышление;
  • активизацию зрительных функций, таких как зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаза, глубины зрения.

Занятия стимулируют зрительную и познавательную активность учащихся, повышают мотивацию, учат воспринимать сложные сюжетные рисунки и картины, составлять рассказы по картинкам с максимальной детализацией, а также актуализировать познавательный опыт с целью его использования при решении новых учебных задач.

Коррекция двигательных нарушений и ритмика (педагоги Л.Н. Шернина, С.В. Шатская, О.А. Кудинова, А.В. Котуля)

4

Коррекционно-развивающий курс «Коррекция двигательных нарушений» направлен на исправление недостатков и нормализацию физического развития ребенка в соответствии с его возрастными возможностями, индивидуальными особенностями осязательного, зрительного восприятия. В условиях занятий организуется режим двигательной активности учащихся, имеющих специальную группу по физкультуре.

Цель занятий по коррекции двигательных нарушений – обеспечить всестороннее и полноценное развитие слепого или слабовидящего школьника путем восстановления и совершенствования его физических и психофизических способностей.

Ритмика является составной частью физического воспитания детей с нарушением зрения и представляет собой систему физических упражнений, построенную на основе связи движений с музыкой. Занятия ритмикой способствуют повышению работоспособности организма, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, придают движениям стройность и уверенность.

Развитие коммуникативной деятельности (педагоги Т.В. Алексеева, А.В. Полярина, А.А. Голикова)

5

Коррекционно-развивающий курс «Развитие коммуникативной деятельности» направлен на развитие навыков общения, социальной и психологической адаптации учащихся в социуме. Курс позволяет слепым и слабовидящим, находящимся в условиях зрительной депривации, овладеть коммуникативными умениями и навыками, в основе которых лежат принятые в обществе зрячих нормы и стереотипы коммуникативного поведения. Слепой или слабовидящий учащийся часто не способен четко обозначить суть испытываемых трудностей в коммуникативной деятельности. У детей недостаточен сенсорный опыт при взаимодействии с предметами, что значительно снижает словарный запас. Незрячий ребенок к тому же либо не использует, либо использует неправильно жестовую речь. Нарушение зрения, таким образом, ведет к односторонней коммуникативной связи, что в свою очередь способствует нарушению эмоциональной сферы.

Развитие мелкой моторики (Д.А. Кондратьева, К.А. Шулганцева, Ю.В. Жарова)

6

Основной целью занятий по развитию мелкой моторики является формирование осязательных навыков и умений. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием письма, речи обучающегося. Занятия по развитию мелкой моторики способствуют восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности, формированию социально-адаптивных знаний, навыков и умений обучающегося с нарушением зрения. Расширяется работа с учащимися по формированию представлений о форме, объеме, размере и качестве предметов, развитию осязательной чувствительности с целью ее использования в различных видах деятельности. Занятия по развитию мелкой моторики в классах незрячих предусматривают также занятия по обучению плоскому письму по системе Гебольда, а для детей с остаточным зрением – письму слов и коротких предложений рукописным шрифтом.

Коррекция речевых нарушений (логопеды Н.В. Васянович, Н.Н. Леонидова, О.А. Сыркина)

7

Актуальность логопедических занятий с детьми обусловлена многочисленными речевыми нарушениями учащихся в начальной школе, в большинстве случаев сохраняющимися и в основной общей школе.

Основные направления работы учителя–логопеда в школе – это коррекция речи и нарушений чтения и письма. Работа по развитию речи начинается с совместной работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога по коррекции у детей внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценную речевую деятельность. В задачи учителя-логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Групповые и индивидуальные коррекционные занятия

Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию вторичных отклонений и отработку специальных умений и навыков (в т.ч. навыков при выполнении работ с техническими приспособлениями, чертежными инструментами), на формирование предметных представлений, коррекцию когнитивных функций, речи у слепых и слабовидящих учащихся. Часы занятий могут быть использованы на увеличение часов любого другого коррекционно-развивающего курса в зависимости от особенности контингента учащихся.

Коррекционные курсы необходимы нашим детям потому, что они помогают сформировать и закрепить у них навыки жизненной компетенции, помочь им в дальнейшей адаптации и социализации в обществе.

Спортивно-досуговое мероприятие «Яркий мир»

19
20 мая 2017 года воспитанники детского дома приняла участие…

Встреча сотрудников школы Грота и специалистов ООО «Кидбург»

11
В рамках деятельности Ресурсного центра 19 мая 2017 года…

Праздник «День семьи»

565
15 мая ежегодно празднуется международный день семьи. В…

Календарь новостей

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4